Туры на мертвое море, лечение на Мертвом море.

Программа тура "С Танахом в руках".

 Программа тура "С Танахом в руках". История исхода.

 

Экскурсовод Марина Воробьева

«С Танахом в руках» 

Первый день

Прибытие в аэропорт им. Бен-Гуриона. Путешествие по Саронской долине в Хайфу с осмотром развалин древней Кейсарии. Ночь в Хайфе в гостинице «Мигдаль Хейфа».

 

Второй день

Экскурсионный день по Хайфе, горе Кармель и окрестностям в сопровождении экскурсовода Хайфского муниципалитета. Экскурсия в г.Тверию, для желающих - купание в озере Кинерет.

 

Третий день

Гора Гильбоа – место последней битвы Саула. Тель-Изреэль – вторая столица Самарии, поле Навота и история Ахава и Изавель, деятельность Ильи-пророка.

Переезд в Эйлат вдоль восточной границы Израиля -  по долине реки Иордан и пустыне Арава.  По дороге - посещение фабрики «Ахава», купание в Мертвом  море. Рассказ про  Массаду.

Размещение в гостинице «Лунная долина»

 

Четвертый день

Свободный день в Эйлате

Возможно посещение различных познавательно - увеселительных мест по эксклюзивным ценам (60 шекелей вместо 78 – подводный музей; 26 шекелей вместо 43 – дельфиновый риф, 40 шекелей вместо 60 – катание на яхте с прозрачным дном). Фабрика эйлатского камня.

 

Пятый день

Утро – свободное время в Эйлате.

Визит в кибуц Яхель (60 км от Эйлата, в пустыне Арава). Свободное общение с русскоговорящими жителями киббуца. Посещение коровника, клуба и синагоги кибуца. Путешествие по киббуцным плантациям, сбор урожая «в собственный рот».

Дорога в Иерусалим с остановкой на легендарном «101 километре».

Древняя набатейская дорога благовоний. История «афарсемона – бальзамона» - альтернативная набатейской дорога благовоний, созданная царем Иродом.

Ночь в Иерусалиме в гостинице «Мигдаль Иерушалаим»

 

Шестой день

Экскурсионный день в Иерусалиме.

Посещения – город Давида, раскопки у южной стены Храмовой горы, древние захоронения у подножья Масличной горы, Еврейский квартал Старого города; «Широкая стена» – стена Иерусалима времен царя Хизкияху (8-ой век до новой эры), Сионская гора – могила царя Давида.

 

Седьмой день

Утро – «Иерусалим - столица Израиля».

Кнессет, Верховный суд,  Муниципалитет, история Шестидневной войны. Яд ва Шем.

История Иерусалима 19 века - выход из городских стен и  начало строительства современного города. Посещения – Мишкенот Шаананим (первый еврейский квартал вне стен), мельница Монтефиоре, Нахалат Шива (в районе пешеходной ул. Бен-Иегуда), ул. Невиим , ул. Агрон и район Мамила (сегодня - парк Независимости).

Вторая половина дня – Старый город. Объез вокруг стен Старого города, поход по крышам, подземная улица Кардо (раскопки древних стен разных периодов). Синагога «Хурва».

 

Восьмой день

Обзорная экскурсия Тель-Авив – Яффо. Вылет из аэропорта им. Бен-Гуриона.

 


 

 

Исход - дорога из рабства к свободе, от унижения к независимости и гордости.
История Исхода – основа национального самосознания еврейского народа. Каждый год за пасхальным столом мы говорим о том, как Бог вывел племя рабов из Египта и сделал его народом свободных и гордых людей. Каждый день в своих молитвах евреи вспоминают Исход. Десять Заповедей, врученных Моисею на горе Синай, начинаются словами: «Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства…»

В 3-ем веке до новой эры жил в Египте историк Манефон. В своих трудах он изложил весьма своеобразную версию истории выхода евреев из Египта, которая была в дальнейшем подхвачена более поздними греческими и египетскими авторами. Именно с нее, с этой версии Исхода начинается ненависть к евреям как к народу, начинается антисемитизм.
Советский историк Израэльсон так писал о Манефоне: «Им, очевидно, руководило оскорбленное национальное самолюбие, которое не могло примириться с мыслью, что могущественный некогда Египет должен был выпустить находившихся под его властью евреев на свободу, испытав при этом не мало унижений».
А что же произошло на самом деле?
В Торе есть подробный библейский рассказ, но где египетские свидетельства об Исходе? Неужели чудеса и страшные катаклизмы и знамения, которыми сопровождался Исход, не оставили в египетских документах никакого следа? Или все эти чудеса – просто выдумка, нелепая попытка «малого народа» возвеличить себя, и на самом деле не было никаких чудес, просто племя кочевников-бедуинов пересекло египетскую границу и ушло, не оставив по себе никакой памяти?

Краткая Еврейская Энциклопедия лаконично сообщает: «В египетских источниках Исход не упоминается»…

Но вот египетский источник: «Мор по всей земле. Всюду кровь… Река превратилась в кровь… Люди содрогались, пробуя ее (воду) – существа человеческие жаждали после этой воды».

Сравните с библейским рассказом (книга Исход): «…и была кровь по всей земле Египетской. …и вся вода в реке превратилась в кровь… И стали копать все Египтяне около реки, чтобы найти воду для питья, потому что не могли пить воды из реки».

И снова египетский источник: «Поистине земля поворачивается, как гончарный круг… Города разрушены. Верхний Египет стал сухой пустыней… Все сокрушено!… Дворец перевернулся за минуту».

«Деревья поломаны… Не нашли ни плодов, ни трав… Поистине зерно погибло повсюду… Нижний Египет льет слезы… Дворец остался без всяких доходов. Ему принадлежат (по праву) пшеница и ячмень, гуси и рыба».

«Ни одной травинки не найти… голод… Все животные страждут в сердце своем. Скот стонет... Смотри, скот оставлен блуждать, и некому согнать его в стадо…».

«На земле не было светло…». «…В продолжение девяти дней сотрясения была такая буря, что ни люди, ни боги не могли видеть лиц своих соседей».

«Воистину княжеские дети были изгнаны на улицу… Воистину княжеских детей швырнули об стены… Стон стоял по всей земле, смешанный с жалобами… Он, который поместил своего брата в землю (т.е. похоронивший родных) пребывает повсюду».

«Смотри, огонь поднялся на высоту. Его пламя движется вперед против врагов земли».

«Его величество… нашел на этом месте, называемом Пи-Кироф… Теперь, когда великий Ра-Хармашиса сразился со злодеями в этом озере, в месте Водоворота, злодеи не одержали победу над его величеством. Его величество прыгнул в так называемый Водоворот».

Приведенные цитаты взяты из хранящегося в Лейдене папируса Ипувера, а также из надписей на гранитной усыпальнице, найденной в прошлом веке в Эль-Арише. Вы можете сравнить их с описанием казней египетских в книге Исход. Сходство поразительное и вряд ли случайное. Особенно важно появляющееся в тексте географическое название Пи-Кироф. Если египетский свидетель описывает события Исхода, то так должно называться место перехода евреев через море и гибели фараона в волнах. Книга Исход повествует об этом так: «И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона… и настигли их расположившихся у моря, при Пи-Гахирофе».

Переводчики папируса Ипувера обращали внимание на его сходство с библейским рассказом, но не могли считать его египетским свидетельством об Исходе в силу одного обстоятельства: согласно общепринятой и никем не оспаривавшейся исторической хронологии, Папирус на много столетий древнее самой ранней из возможных дат Исхода. Поэтому Папирус объявляли сборником пословиц и загадок, книгой пророчеств – чем угодно, но только не документальным свидетельством. Лишь в тридцатых годах нашего века нашелся человек, которому пришел в голову простой вопрос: а что, если общепринятая хронология неверна? Этим человеком был Иммануил Великовский. Исследование исторических материалов привело Великовского к «простому» вопросу о справедливости общепринятой хронологии – вопросу, который изменил всю его жизнь. Великовский поставил себе задачу: исходя из синхронности событий папируса Ипувера с библейским рассказом, «построить заново» всю историю от Исхода до времени Александра Македонского, начиная с которого датировка событий сомнений не вызывает. Если такая реконструкция будет противоречить фактам, значит, исходное предположение неверно; если не будет – значит, идея правильна. Великовский работал над осуществлением этой задачи всю жизнь – с конца тридцатых годов до самой смерти в 1979 году. Он выполнил работу, казалось бы, непосильную для одного человека. Его реконструкция истории не только сама оказалась непротиворечивой – она устранила множество противоречий и проблем, которыми изобилует история и археология в ее традиционной версии.

Давайте задумаемся о том, откуда вообще взялась традиционная и кажущаяся неоспоримой историческая хронология? Для того времени, о котором мы говорим, существует только одна независимая система отсчета – история древнего Египта, ставшая классической последовательность царств, династий и царей, которую все мы учили в школе. Насколько она надежна?

Традиционная хронология египетской истории, пусть и с поправками, внесенными современной египтологией, основана на исторических трудах… того самого антисемита Манефона, который так красочно рассказал о происхождении нашего народа. Не мог ли он, в силу того же чувства оскорбленного национального самолюбия, «приписать» к египетской истории несколько лишних веков, чтобы сделать свой народ древнее в глазах греков, владевших тогда его страной? Впрочем, это могло быть сделано и непреднамеренно. Сам Манефон, видимо, пользовался как египетскими, так и греческими источниками. Некоторые из перечисленных им фараонов встречаются только в египетских источниках, а некоторые – только в греческих, а в их родной стране от них не сохранилось ни документальных, ни материальных следов. В ряде случаев деяния фараонов «греческого происхождения» поразительно совпадают с деяниями фараонов, живших, по Манефону, совсем в другую эпоху. Нужно заметить, что сами египтяне не «нумеровали» своих фараонов и их династии, как это принято сегодня (Рамзес Первый, Рамзес Второй…). Царь «идентифицировался» сочетанием нескольких имен (имя, данное при рождении, тронное имя и т.д.), так что в разных документах один и тот же правитель мог фигурировать под разными именами. Это характерно не только для Египта, но и для всего древнего Востока, в том числе и для древней Иудеи. Кроме того, египтяне, оказывается, не пользовались своими знаменитыми астрономическими познаниями для такой прозаической цели, как счет лет, а начинали нумерацию заново со вступлением на трон нового фараона. Неудивительно, что при таких обстоятельствах один исторический персонаж мог превратиться в двух разных людей, одна эпоха – в две разные эпохи.

Работая над своей реконструкцией истории, Великовский пришел к удивительным открытиям. Рассказ царицы Савской о ее поездке к царю Соломону, изображения утвари Иерусалимского Храма на росписях разграбившего Храм Тутмоса Третьего, автобиография Навуходоносора, рассказ египетских жрецов о посещении святилища Амона Александром Македонским – оказывается, все это было известно историкам, оставалось только открыть глаза и увидеть известные факты в новой интерпретации.

Иммануил Великовский открыл нам возможность нового ИсходаИсхода из рабства фальшивой истории. В его реконструкции еврейский народ занимает свое истинное, достойное место в исторической картине прошлого. Мы можем читать книги Великовского и делать выводы. И еще – мы можем побывать в тех местах, где «делалась» история Исхода. В Египте наши предки были рабами. В Синайской пустыне они стали свободным народом, воевали с амалекитянами и получили Тору. Что касается конкретного месторасположения горы Синай, то ответ на этот вопрос дают недавние открытия археолога Эммануэля Аннати, по мнению которого гора Карком в южном Негеве и есть – историческая гора Синай. Археологические находки, по мнению Аннати относящиеся к периоду Исхода, сделанные на горе и их датировка на несколько столетий древнее самой ранней из возможных дат Исхода и… подтверждают теорию Великовского!

Гора Карком буквально покрыта большими и маленькими глыбами кремня, причем, кремня высочайшего качества, пригодного для изготовления замечательных каменных орудий. В каменном веке такой кремень был "стратегическим сырьем" и ценился на «вес золота». На горе можно найти искусно обработанные каменные ножи, скребки, наконечники стрел и копий - в каждый из них вложен труд и мастерство наших далеких предков. Но кремень – не только сырье. От времени поверхность камня покрывается тонким слоем темной патины. Скалывая этот слой, древние люди наносили на камень рисунок. Более сорока тысяч таких рисунков найдено на горе Карком – это самая богатая древняя "галерея" на Ближнем востоке! Иногда на одном камне можно увидеть и более светлый рисунок, которому "всего" две-три тысячи лет, и рисунок, уже успевший покрыться темным налетом - он на несколько тысячелетий старше... Много изображений антилоп, скорпионов, змей, черепах; но есть и другие изображения, даже пиктографические надписи-рисунки.

Букве "хей" евреи придают особое значение - это буква Бога, недаром буква "хей" в имени "Авраам" стала знаком союза с Ним. Но знаете ли Вы, что первоначальное начертание этой буквы - фигура стоящего человека, который молится, воздев руки к небу? На горе Карком обнаружены надписи, в которых две такие фигуры нарисованы рядом со штрихом, уже тогда обозначавшим букву "йуд": "йуд-хей-хей" - ведь это имя Бога, начертанное на камне многие тысячелетия назад! Археологи нашли и остатки древних построек, причем в отличие от соседних гор, где найдены в основном утилитарные сооружения, на горе Карком были обнаружены древние святилища и жертвенники - их более четырехсот! Ученые пришли к выводу: гора Карком с глубокой древности была священной горой, местом поклонения и паломничества.

Вспомним, как описано в Торе явление Бога Моше в пламени терновника. "Моше же пас овец у Итро, тестя своего, жреца Мидьянского. Повел он раз овец за пустыню и пришел к горе Божией, Хорэйву. И явился ему ангел Господень в пламени огня из средины куста терновника." Бог явился Моше в месте, которое уже было известно как "гора Божия", как место поклонения. Традиционно гору Хорэв отождествляют с горой Синай. Монахи древнего монастыря Санта-Катарина, построенного в шестом веке у подножия "синайской горы Синай"Джебель Муса - даже показывают посетителям "тот самый" куст, что горел и не сгорал. Последний раз гора Хорэв упоминается в ТАНАХе в Первой книге Царей: ангел посылает туда пророка Илию, на ее вершине Господь возвещает пророку свою волю. Но в книгах Маккавеев (христиане считают их каноническими, а евреи нет) написано, что после разрушения первого Храма Навуходоносором иерусалимские священники отнесли скрижали Завета на Божью гору - туда, где они были получены. Есть свидетельства, что в гораздо более позднюю эпоху ессеи пытались отыскать спрятанные священниками скрижали - и у подножия горы Карком археологами действительно был обнаружен лагерь ессеев.

У подножья горы найден древний жертвенник. Небольшая площадка, грубо обработанный камень для заклания жертвенных животных, напоминающий плаху. На краю площадки вертикально установлены двенадцать камней - два ряда по шесть камней в каждом. "И пришел Моше, и пересказал народу все слова Господни и все законы; и отвечал весь народ в один голос, и сказали: все слова, которые говорил Господь, исполним. И написал Моше все слова Господни, и встал рано поутру, и построил жертвенник под горою и двенадцать памятных столбов двенадцати коленам Исраэйля". Здесь, посреди пустыни, это несомненное свидетельство служения человека Богу производит потрясающее впечатление!

По горе лучше всего ходить одному, в своем собственном темпе, останавливаясь, осматриваясь, отходя в сторону – слишком уж много интересного вокруг. Весь склон горы усыпан темными камнями – это и есть знаменитые кремни горы Карком. Некоторые из них под влиянием многовековых колебаний температуры растрескались, образовав острые каменные пластинки - наверное, такими пластинками пользовались древние люди, прежде чем научились сами раскалывать и обрабатывать камень, придавая ему нужную форму. А вот и рисунки! Сколько их! Антилопы, скорпионы, змеи... "Если бы я был древним человеком, я обязательно нарисовал бы что-нибудь на том большом камне," - говорит один из нас, отходит, чтобы проверить, и, конечно же, обнаруживает рисунок. Наконец мы собираемся на вершине. Наши открытия продолжаются. Вот лишенные камней круглые площадки-тарелки - это следы стойбищ древних людей, проходивших здесь 35 – 40 тысяч лет назад. Вот обнесенная камнями площадка, посреди которой установлен камень с грубо высеченными глазами и ртом – это одно из четырехсот обнаруженных на горе древних святилищ. Поистине, гора Карком была местом поклонения, "Божьей горой", задолго до того, как Моше пас в пустыне овец Итро. А вот на одном из камней, рядом с изображениями скорпионов и черепах, небольшой рисунок: двойная табличка, разделенная на десять квадратиков. Да ведь это скрижали с десятью Заповедями! Первые две главные заповеди между Богом и человеком, выделены и изображены в виде «карнаим», украшающих все древние жертвенники, два ряда по три квадратика в каждом ряду – это заповеди регламентирующие человеческие отношения, а ряд с двумя прямоугольниками – это еще две заповеди, связывающие человека и Бога. (См. Тора, книга Шмот 1-20).

Название "Карком" было предложено Комиссией по географическим названиям, оно совершенно произвольно; но арабское название этой горы переводится как "гора Празднеств" или "гора Торжеств" - может быть, это след прежнего культового значения горы? Гора расположена совсем рядом с Нахаль Паран, а именно в пустыню Паран направились израильтяне, покинув стан у горы Синай. Кстати, вероятно, слово "мидбар", означающее в современном иврите пустыню, в те времена имело значение "пастбище в пустыне" - то место в пустыне, где можно найти растительность для выпаса скота. Разумеется, такие места встречаются, в основном, в руслах пересыхающих потоков. Значит, многочисленные "пустыни", перечисляемые в Торе (пустыня Шур, пустыня Син, пустыня Паран... - откуда столько разных пустынь на достаточно небольшой территории?) – в действительности долины речек, между которыми наши предки кочевали в поисках пастбища. Если это верно, то становится понятно, почему в Торе написано "Повел он раз овец за пустыню...": Моше прошел пастбище в русле реки, и после этого пришел к горе Божией.

На сделанных с самолета фотографиях, видны десятки древних лагерей, разбросанных вокруг горы. Среди них странное изображение огромной коровы (вспомним «золотого тельца»), размером несколько десятков метров. Подобно знаменитым фигурам пустыни Наска, его можно разглядеть только с воздуха. На вершине горы найдена пещера. Может быть, в этой пещере отдыхал Моше, а через много веков Илия, во время своих восхождений на гору Божью? Вообще, слово "вершина" не очень подходит к горе Карком. Скорее, это вытянутое плато длиной двенадцать километров.

А вот и совсем удивительные истории. Здешние горы и ущелья обладают необычными акустическими свойствами. Как-то археологи провели эксперимент, с вершины горы были громко прочитаны десять Заповедей. Голос был слышен на расстоянии нескольких километров, можно было разобрать каждое слово! Во время другого похода на гору один из археологов увидел одинокое облако в форме столба, которое неожиданно появилось над вершиной горы, пролилось дождем над определенным местом (вокруг было сухо!) и через некоторое время исчезло. На том месте, куда пролился необычный дождь, нашли следы огня, горевшего здесь много веков назад. Сефи (так звали археолога) считает, что так Бог указал ему место, где Моше увидел горящий куст терновника...

К этим рассказам можно относиться по-разному. Но существуют многочисленные сугубо научные доводы в пользу того, что гора Карком - действительно библейская гора Синай. Автор этой гипотезы и первый исследователь горы - итальянский археолог еврейского происхождения Эммануэль Анати. Его аргументы убедили даже Папу Римского: Ватикан признал гору Карком святым местом!

Говорят, что на этой горе не бывает случайных посетителей. Все, кто сюда приходит, уже были здесь - тогда, вместе с Моше

Но все-таки, сюда должны приходить только те, у кого при встрече с древними камнями звучит в душе "голос тонкой тишины": "Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая..."
 

Желаем, здоровья и удачи!

Заявка на бронирование тура

 


Warning: in_array() [function.in-array]: Wrong datatype for second argument in /home/2296/s2647/public_html/img/france/2ea583250daee1d4256d7d8d4cbb91db/sape.php on line 193

Warning: in_array() [function.in-array]: Wrong datatype for second argument in /home/2296/s2647/public_html/img/france/2ea583250daee1d4256d7d8d4cbb91db/sape.php on line 195

Warning: in_array() [function.in-array]: Wrong datatype for second argument in /home/2296/s2647/public_html/img/france/2ea583250daee1d4256d7d8d4cbb91db/sape.php on line 197

Warning: in_array() [function.in-array]: Wrong datatype for second argument in /home/2296/s2647/public_html/img/france/2ea583250daee1d4256d7d8d4cbb91db/sape.php on line 199